ПРОЗВАНИЕМ БЕЛЛАВИН…

Рубрика : Колыбель опального патриарха

Из церковной и светской литературы известно только имя отца патриарха, а основные сведения о месте и дате рождения, учебе, службе, кончине отсутствуют.

Восстановить биографию Ивана Тимофеевича по архивным документам было не так сложно, как биографию его предков, фамилии которых указывались по отчеству. В восьмилетнем возрасте, когда Иван поступал учиться, его записали«прозванием Беллавин» (отец был«Тимофей Терентъев»). Фамилия Беллавин была особенно распространена в Торопецком, реже в других уездах Псковской губернии, в основном в сословии священнослужителей и очень редкомещан, купцов, учителей… У патриарха Тихона среди сверстников были даже «тройные тезки», Василии Ивановичи Беллавины: дьякон Псковского кадетского корпуса и протоиерей Опочецкого СпасоПреображенского собора.
В Куньинском районе есть деревня Белавино, но из каких корней образовалось это название, выяснить не удалось, также как и происхождение фамилии. Можно предположить, что, коль скоро, все Беллавины были священнослужителями, но семейнымибельцами, т.е. не постригавшимися в монахи, от этого слова и образовалась фамилия. Возможен и такой вариант: по сведениям старожилов родственники патриарха и он сам были светловолосые и светлоглазые, истинные «белявые» славяне… Но почему тогда
фамилия пишется с двумя «л»г А именно так писали ее все Беллавины, в том числе и отец патриарха,кстати прекрасным каллиграфическим почерком
Иван Тимофеевич покинул обжитые Сопки Почемуг В 23 года он успешно закончил Псковскую духовную семинарию, вернулся в Сопки Обычно перед выпуском семинаристы сами или их родственники подыскивали места службы В церкви губернского и уездных центров получить назначение было сложно, а глубинка, как и во все времена, у выпускников была не в почете Иван сам пожелал ехать в отдаленный Торопецкий уезд, и в этом еще раз проявилась особая тяга Беллавиных к родному гнезду Есть люди, легко меняющие родные места и быстро привыкающие к новой обстановке Для других же расставание с родиной связано с неизлечимой болезньюностальгией Можно понять моральное состояние отца патриарха, когда он сидел «на шее» у старшего брата в числе «сиротствующих», а подходящего места рядом с родовым гнездом так и не находилось. Как нередко бывает в жизни, помогло удачное стечение обстоятельств. В соседней церкви села Харитонове временно освободилось священническое место. Настоятель церкви Федор Тимофеевич Бабинин (из рода дьячков, которые участвовали в крещении Модеста Мусоргского и стали прототипами его произведений) в очередной раз загулял и «за нетрезвость, несдержанное поведение» был послан на три месяца в Нобин монастырь. Это место и предложили безработному Ивану. По церковному уставу он должен был или жениться, или постричься в монахи. Иван сделал выбор: после срочных поисков невесты венчался с 16 —летней Анной Гавриловой и был рукоположен в священники харитоновской Спаса Нерукотворного церкви. Здесь о. Иоанн прослужил один год, два месяца и один день, а потом был перемещен…

45542
Но прежде чем последовать за о. Иоанном на новое место, есть смысл поведать об истории села Харитоново. Тридцать лет назад, когда я работал собственным корреспондентом областной газеты «Молодой Ленинец», я узнал, что в Кунью пришло крамольное по тем временам письмо из Швеции с необычным адресом: «начальнику станции Кунья Виндавской железной дороги». Когда вскрыли конверт, в нем оказалась исповедь бывшего помещика села Харитоново Николая Альфредовича Гилля. Письмо удивительное по стилю и по информации, в немтрагедия человека, утратившего родину не по своей воле, и неизлечимая тоска по ней.

Рубрика : Колыбель опального патриарха , Ноябрь 24th, 2014

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • ЖИВУТ НА ПРОПИТАНИИ СВЯЩЕННИКА…
  • Клинское место
  • Жить на иждивении священника
  • Жизнь Беллавиных в Торопце опять же не согласуется с легендой о вещем сне.
  • Заниматься крестьянским хозяйством