Псковский деревянный меч
Обращает на себя внимание близость всех трёх датировок поздних угличских летописей и диргема.
Вещи имеют более расплывчатые датировки. Если принять во внимание круг сведений о Яне Плесковитине в Угличе и все три довольно близкие между собой летописные даты основания гоода (разброс всего 10 лет), то из этого явствует, город Плесков к 937, 945 или к 947 году уже суще-ствал как довольно заметный, известный и значимый населённый пункт, по которому именовался Ян — Плеско-витин, и все знали, откуда происходит этот человек. Если первый Углич действительно строился семь лет, то и первый средневековый город Псков наверняка строился не меньше. Плюс какое-то время на развитие города, достаточное, чтобы о нём знали и о нём говорили. И опять по всем этим параметрам мы попадаем, с большей или меньшей степенью точности, в диапазон 920 930 годов, практически синхронно с ранним Новгородом.
А как же быть с летописным 903 годом? В русской
истории, и особенно в истории ранних городов, есть знаки и есть символы. Какой бы степени точности ни достигали научные разработки, они всё равно останутся. И, наверное, это правильно. Думаю, что собираясь в далёкий путь в столичный Киев, будущая княгиня вместе с родственниками побывала в маленьком кривичском городке при слиянии Великой и Псковы. Может быть, припасы собирали в дорогу, а может быть, смолу покупали -ладью ремонтировать. Дорога предстояла дальняя — и по расстоянию, и по жизни. А за спиной оставалась весь Выбутская и маленький городок на мысу — долетописный Пльсков.
Загадочный деревянный меч X века. — Изображения трёх мечей на нём. — Меч с крылышками на монете из клада X века у деревни Ерилово в Островском районе. — Меч — саморуб? — Лапа зверя в сети. — Миф о Фенрире — волке. — Волки из Чернигова и Йорвика. -Другие деревянные мечи. — Западные аналогии деревянному оружию. — Связанное зло.
Завершая долгий разговор об археологии и ранней истории ольгинских мест, хочется на каком-то примере показать внутренний мир людей того времени, её соотечественников, — во что они верили, как отражались их верования в материальной культуре. Предметов, отражающих такие верования, не так много, — и среди них — загадочный деревянный меч.
Стояло лето 1956 года. На археологическом раскопе Григория Павловича Гроздилова шли слои, относящиеся к начальной истории Пскова — XI век, затем Х-й … Открывались остатки деревянных построек, сохранившиеся в мокрых отложениях нижних слоев без доступа воздуха. И вот в постройке X века медленно открываются
остатки печки-каменки, в которой горел огонь около тысячи лет назад. Сложенные из мелких булыжных камней, такие печки топились по-чёрному и дым, который застилал глаза, медленно втягивался в волоковое оконце высоко под крышей дома безвестного псковского жителя. В тёмное время суток такая печка давала свет и тепло, спасала зимой от лютых морозов. А бывали такие морозные зимы, когда снег засыпал дома по крыши и был толщиной 7 локтей — около 3 метров!
Потом это жилище пришло в ветхость, какое-то время старый дом стоял пустой и печка стала разрушаться. Потом разрушился и дом, был перекрыт землёй, и руины его многие века лежали втуне, пока не попали в зону археологического раскопа. Так вот, при расчистке этой печки-каменки, на её руинах, был найден загадочный предмет — небольшой обломанный деревянный меч с таинственными рисунками и линиями, вырезанными на нём ножом. Меч сохранился приблизительно наполовину — уцелела рукоять с верхней частью лезвия длиной 20,6 см (Илл. 32). Утолщённое навершие меча в виде шляпки гриба дошло до нас полностью, а вот перекрестиие оказалось обломанным. По навершию удалось определить, что деревянный меч является точной копией настоящего железного меча типа X (икс), широко распространённого в X — XII веках. Известно, что этот тип имел довольно длинное перекрестие, поэтому понятно, что в деревянном варианте оно и сломалось в первую очередь. Потом в результате какого-то удара обломилась и половинка лезвия.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: