Рассмотрим сюжеты Дурак и береза (СУС 1643) и Набитый дурак (СУС 1696).
ДУРАК И БЕРЕЗА. Начнем анализ с исходной cumvauuu (экспозиции) сказки Дурак и береза (СУС 1643). Прпутно привлечем и другие бытовые сказки, где исходная ситуация аналогична (СУС 1642 Хорошая торговля; СУС 1681 Неудачи; СУС 1685А Дурак ставит капкан около дома; СУС 1691 Дурак домовничает).
Экспозиция дает представление о семье героя-глупца. Дурак обычно является третьим сыном в семье: Жили-были в анной деревне три родных брата. Двое вумные были, а третий назывался дурак,36 Жили-были в анной деревне три брата. Двое вумные, третий дурацок по прозвищу Ваня-Дураня;37 Жили-были три брата. Два были умные, а третий, Иванушка, — дурак (Соб-85, 64); Жили три брата: два умных, один дурак, дурака звали Ваня (Фридман, 121); Жила-была бедная вдова, у нее было три сына: два умных, а третий дурак (РНС, 206); Жили-были три брата: два умных, а третий — Иван-дурак. Два брата были богатые, а Иван-дурак бедный (Худяков, 121).
Исходная ситуация сказки описывает раздел имущества между братьями, причем мать остается жить с младшим сыном-дураком: В одном небольшом селенье жила старушка, у которой было три сына: два умных, а один дурак. Прожили они некоторое время, решили умные сыновья разделить все свое хозяйство и жить каждому по отдельности. Мать согласилась на ихнее предложение, разделили свое хозяйство. Ну с кем матери идти? Обидеть сына неумного она просто пожалела. С умными сыновьями не пошла, а осталась жить с дураком (Соб.-85, 62).
В исходной ситуации бытовой сказки есть представление и о такой системе разделения имущества, когда старшие братья уходят, оставляя младшего в доме, т. е. дурак (младший сын в семье) наследует дом родителей: Ну что нам с тобой делать? Жить нам с тобой нельзя. И они [старшие братья — Т.Н.], значит, его оставили в дому. Живи, Иван-дурак, как хошь, а мы уйдем искать добрую землю. И они ушли от него. И он стал жить-поживать один (ГНС, 206).
Нельзя не заметить сходство экспозиции бытовой сказки о дураке с исходной ситуацией волшебной сказки. Е.М. Мелетинский, исследуя волшебную сказку, в связи с ее исходной ситуацией, останавливается на проблеме минората, т. е. права наследования имущества младшим сыном в семье. Исследователь приводит схему архаического минората. После смерти отца «младший сын остается с матерью, поэтому передача ему дома и имущества есть в известной степени завуалированное наследование вдовой мужу».38 Подобное могло быть возможно потому, что «старшие братья к моменту смерти отца обычно имеют свои дома»,39 и младший сын, получая дом после смерти отца, не пользовался никаким преимуществом: если бы он не получил этот дом, он был бы обделен, обездолен. Как отмечает Е.М. Мелетинский, «особое значение имело то, что младший сын после смерти отца содержал обычно мать и сестер»,40 так как материнское имущество после смерти матери достается тому из детей, у кого мать жила и кто ее похоронил.
Таким образом, сопоставив результаты исследования Е.М. Мелетинского в области волшебной сказки и анализа бытовых сказок, можно предположить, что и в бытовой сказке отражен древнейший реликт, прямое отражение обычного архаического права. Это один из доводов в пользу древности происхождения бытовой сказки.
В исходной ситуации бытовой сказки содержатся сведения о круге занятий дурака и образе его жизни: Ванюшка-дурачок ни
о чем не беспокоится, сидит себе на печи, да сажей мажется (Соб.-85, 60); Сидит Ванюшка-дурачок на пецки, да в жалейку шрае, ни о цем не тужа,м Умные-mo братья овец в поле пасли, а дурак ничего не делал, все на печке сидел да мух ловил (Г ура, \Ъ); Братья занимались звероловством, а Иван-дурак знал только на печи валяться (Смирнов, 306).
Подробное описание профилированная мембрана у нас.