Смутное времени
Преклонение перед чужими кумирами чуть не погубило страну в 1812 году. Подрыв Богопочитания и отказ от заповеди: «Не пожелай дома ближнего твоего, ни поля его,… ни какого скота его, и вообще ничего, что у ближнего твоего» (Исх.20:17), — привел в начале XX века к братоубийству и страшному разорению страны.
Для верующего человека остается незыблемой истиной, что всё переживаемое нами в земной жизни источником своим имеет надмирный Промысел. Ничто из происходящего с нами не происходит случайно. Всё имеет свой высший нравстпекный смысл, нередко скрытый от нас, но тем не менее несомненно существующий. Иногда он открьЕается нам спустя годы и даже десятилетия.
Лишь по прошествии 60ти лет становится очевидным, что Великая Отечественная война стала наказанием народа за отпадение от веры отцов, за гонения на Церковь, за сожженные иконы, раз» ^рённие храмы, расстрелянных и замученных исповедников — священников, монахов и простых верующих. А значит, можно утверждать, что без возрождения Церкви победа в Великой Отечественной войне была бы невозможна. Но мог ли наш народ обратиться по доброй воле?
В условиях жестокой оккупации, под вражеским игом, среди немногих активных патриотов, оказавшихся на занятой врагом части страны, зародилось и вспыхнуло движение, которое изменило не только военную, но и всю новейшую историю нашей Родины, возвратило ей спасительную славу Православия.
Победа ковалась далеко не только на полях сражений, давно доказано, что ковалась она и в тылу. Но кому, как не жителям Псковщины, знать, что нашу Победу готовили не только в советском тылу, но и в том, который оказался под немцами. И этот последний — труд патриотов имел порой решающее значение.
Когда немцы вошли на территорию исторической России, у них не было единого мнения о том, как поступить с Русской Православной Церковью. Живая вера русского народа явилась для них полной неожиданностью. Они оказались к этому просто не готовы. У них не было чётко сформулированной политики в отношении духовной жизни на оккупированных территориях. Вожди III Рейха просто не думали, что может возникнуть такая проблема. Расовая теория не предполагала богатство духовной культуры у покоренных народов. Глава Министерства занятых восточных территорий (РМО) Розенберг, посетив захваченные территории России, был неприятно поражен высокой религиозностью русского населения. Непричастность оккупированных народов к какойлибо религии была для немцев наиболее предпочтительна. Допустимо и желательно было создать равновесие мировоззренческих противоположностей. Для этого немцы даже были готовы временно согласиться на создание малых автокефальных церквей, разделенных по национальному признаку. В завоёванных областях нацисты не собирались вообще создавать какуюлибо русскую структуру. По мнению Розенберга, русские церковные организации не должны были превышать рамок приходов во избежание создания объединенного антинемецкого фронта. Православную Церковь России Розенберг верно определял как государсгяообразующий институт, способствовавший в свое время становлению опасной для немцев Российской Империи. Эта Церковь вообще должна была быть ликвидирована. Но тут запротестовали спецслркбы СД (служба безопасности Германии) и военная администрация. Силовые ведомства, находясь на острие вое отых действий, понимали всю сложность начавшейся войны, необходимость её серьёзной пропагандистской поддеркки — сил армии явно не хватало. Отыгрывая ложную версию об освобождении России от большевизма, они не могли не поддержичать всех, подвергшихся репрессиям при советской власти, рассчитывая использовать их в своих целях. Военным нужны были показательные акции.