Странный и поучительный контраст
В связи с боями на Дунае, Лев Диакон прямо упоминает, что в одном из боёв «Сфендослава спасла кольчужная рубаха и щит».
То есть, во время решающих, тяжёлых сражений Святослав надевал кольчугу и лично участвовал в боях. Нет сомнения, что последний бой Святослава в 972 году на порогах-был тяжёлым. И уж вполне позволительно считать, что если хан Куря справлял поминки по смерти Святослава, то во время его захоронения по тенгрианскому обряду он не лишил своего грозного противника последних почестей и похоронил его в кольчуге. Через шесть лет лежания в земле снять эту кольчугу стало невозможно. По-видимому, этим и вызвано отступление от общепринятого в больших курганах X века ритуала вынесения оружия и кольчуг на сторону. Рог из этого кургана, судя по всему, является частью второго комплекта дипломатических даров.
Иначе говоря, весьма вероятно, что в этом кургане в 978 году был погребён сын Ольги князь Святослав.
Здесь представляется существенным и размещение кострища на середине высоты насыпи. По-видимому, здесь было сожжено такое же сооружение типа крупной камеры, как и в Чёрной Могиле, а традиция размещать эту камеру ближе к верхней части насыпи эволюционно восходит к ерошихинско-ерусалимским курганам, плакун-ской камере и далее — к традиции аналогичных камер с применением огня в Южной Дании, откуда пришли Рюрик и его люди. Собственно, это и был тот «бъдын», которому посвящена отдельная глава, а иначе — тот обряд, по которому был похоронен сын-язычник при матери-христианке, правда, к этому времени уже почившей. Большие курганы — это княжеский социальный статус. Известно, что после смерти отца Святослава князя Игоря Ольга «… повеле людем ссути могилу велику», то есть насыпать большой курган. Так что, для язычника — «могила велика» и память материальная, для христианки — «с землёю ровно» и память духовная. С одной стороны — сожжение в кольчуге, с другой — святые чудотворные мощи. Тут есть над чем задуматься. Странный и поучительный контраст. Черты родового обряда великокняжеской семьи, запёчатлённые в земле, угле и глине. Ушедшая история Ранней Руси.
Справедливости ради, надо отметить ещё один факт. В одном из эпизодов дунайской войны, где войска Святослава действовали двумя группами, упоминается военачальник второй группировки, неизвестный по имени «вождь скифов, муж огромного роста», который был убит в единоборстве патрикием Петром в конном бою, так что «не смогла защитить великана кольчужная броня». Во всяком случае, это не Икмор и не Сфенкель. Здесь уместно вспомнить о раздельном возвращении войск Святослава и войск Свенельда с Дуная. Свенельд и его группировка тоже где-то воевали и, вполне вероятна, также отдельно от Святослава. А в дружине Свенельда наверняка была своя иерархия. Во всяком случае, упомянутый воин огромного роста не был приближен к Святославу как Сфенкель и Икмор, и иных сведений о нём нет.
Думаю, что не случайным является цветовое определение двух черниговских курганов: Чёрная Могила и Курган княжны Черны. Под 1148 годом в летописи в связи с княжескими усобицами, упомянута ещё одна Чёрная Могила: «Дошедшим же им Могилы Чёрныя …», откуда князья пошли к Чернигову. Повидимому, в эпическом сознании события похода Святослава на Дунай, и особенно возвращение обратно, были действительно чёрными. А это вполне могло найти отражение в народной памяти и соответствующих названиях. Между прочим, близ города Запорожье на Днепре, у северной оконечности острова Хортица, есть высокий мрачный утёс. По местным преданиям, именно здесь, на этой скале, окружённый врагами, погиб князь Святослав с остатками своей дружины. Утёс носит название Чёрная скала.
Вопрос об идентификации больших черниговских курганов был поднят Дмитрием Алексеевичем Мачинс-ким. Он соотнёс человека, погребённого в Чёрной Могиле, с летописным воеводой Претичем. С тех пор утекло много воды, появились новые работы, поле для исследований расширилось.
Сюжет о сыне княгини Ольги князе Святославе, который представлен здесь на суд читателя, это следующий шаг, своего рода «второе приближение» к той самой истине, которая, как известно, всегда конкретна. Пусть тот, кто сможет, сделает третий.
На исторической родине, в районе веси Выбутской, и потом в Киеве княгиню Ольгу окружали живые люди. Некоторые из них упоминаются в этой книге: колбяги (?) Искусеви и Каницар, муж Ольги князь Игорь, умный и
удачливый князь Олег Вещий, коварный и осторожный Свенельд, ольгина «милостьница» ключница Малуша -мать князя Владимира и сам князь Владимир, сын Ольги, доблестный князь Святослав и его дружинные вожди -гигантского роста — Сфенкель и Икмор и другие люди, о которых — вскользь. Они определяли жизнь своей страны и своего времени. И все вместе — в большей или меньшей степени — строили государство, имя которому — Русь.
Купить натуральныи газон в рулонах.