Судьбы людей и вещей порой странны и извилисты.
В труде Константина Багрянородного «Об управлении империей» дано расположение печенежских группировок в 50тХ годах X века, то есть, лет за 20 до гибели Святослава на порогах.
Вот эта география вкратце: «… фема Гиазихопон соседит с Булгарией, фема Нижней Гилы соседит с Туркией, фема Харавои соседит с Росией, а фема Иавдииртим соседит с подплатёжными стране Ро-сии местностями с ультинами, дервленинами и прочими славянами. Пачинакия отстоит … от Росии — на один день». Здесь же даны имена ханов: Гиазихопон — хая Гиа-ци, Гилы — хан Куркутэ (Куря), Харавои — хан Каидума, Иавдииртим — хан Ваицу.
То. есть, для того, чтобы добраться из Киева до хана Кури и его «фемы», то есть области, Гилы, нужно было предварительно пройти через земли «фем» либо Харавои, либо Иавдииртим, причём, лучше всего, мирным путём, чтобы не ослабить войско. Если принять, что имя хана Илдеи по созвучию соответствует названию «фемы» Иавдииртим, то путь дружин Ярополка в степь становится более или менее понятным. Что касается самого хана Илдеи, То он, как порядочный человек, видимо, так хорошо «допомогался» сыну Святослава Ярополку, что дальше оставаться в родной степи для него было уже небезопасно. Тогда он бежал на Русь, где и был встречен с полным пониманием и приличествующими почестями.
Одним из существенных моментов этого похода должно было стать извлечение тела Святослава, шесть «лет тому назад захороненного по тенгрианскому обряду тру-поположения, и предание его огню в соответствии с обычаями языческой Руси — и на её территории. Прецеденты подобного рода имели место: так, в 1044 году, при Ярославе, кости Ярополка и Олега Древлянского были извлечены из погребений, крещены и положены в церкви Святой Богородицы.
Судьбы людей и вещей порой странны и извилисты. И в самой полной мере это относится к историческим личностям раннего русского средневековья и к тем мемора-тивным предметам, которые могут быть с ними связаны.
В 1872 году на территории того самого древнерусского города Чернигова, о котором уже шла речь, археологом Д.Я. Самоквасовым был раскопан крупный курган с погребением по обряду сожжения и многочисленным инвентарём — курган № 1 в Гульбище. Насыпь имела 135 аршин в окружности и 12 аршин вертикальной высоты (один аршин — 0,71 м), обведена по периметру рвом. Форма насыпи — усечённый’конус. Было открыто кострище на небольшой подсыпке с остатками сожжения и веща-
ми; выше кострища были размещены в насыпи шлем, кольчуга, умбон от щита, меч, стремена и другие вещи вместе с частью остатков сожжения. Среди многочисленных предметов, найденных здесь, наиболее впечатляют крупный двулезвийный меч, длина которого вместе с рукоятью составляет 126 см, стремена 18 см по внутренней ширине, оковка щита толщиной 5 — 6 см и мощный лук, от которого сохранились роговые обкладки. «Нужна была богатырская сила и, огромный рост, чтобы одной рукой рубить этим мечом — великаном» — пишет Б.А. Рыбаков о мече. Действительно, нужны были очень неординарные данные, чтобы часами махать в бою такой железной оглоблей. Простейшие подсчёты показывают, что рост воина из Гульбища равнялся приблизительно 2,5 м. Для того, чтобы владеть таким оружием, нужен был не огромный, а гигантский рост.
Обычно дата этого кургана устанавливается по са-манидркому диргему конца IX — в пределах начала X века, хотя оснований для такой узкой даты — в пределах только первой половины X века нет. Диргемы часто были в обороте очень долго, так что эта насыпь вполне могла быть сооружена и много позднее. Эффект гигантизма (рост 2,5 — 2,6 м) хорошо известен в медицине. Однако, люди, обладающие при таком росте громадной физической силой, встречаются очень редко и, как правило, будучи на виду, упоминаются в исторических источниках. Таким был римский император Максимин (235 — 238 гг.), сын гота и аланки, рост которого был около 2,4 м. .Свою карьеру он начинал в коннице (значит, коня для такого всадника подобрать при желании могли). Максимии отличался огромной физической силой: кулаком мог выбить зубы лошади, ногой ломал голени, растирал руками в порошок туфовые камни.
Мужская фотосессия в студии в москве Фотограф Татьяна Краснова.