Темные времена татарщины
Это стремление к самобытности обусловливалось, главным образом, двумя причинами: во-первых, географическим положением Псковской области,
заключавшей в себе отдельную, самостоятельную речную систему Чудского озера, между тем как ядро Новгородской области было расположено на Ильменской речной системе; во-вторых, вышеупомянутым этнографическим различием Славян- Кривичей от Славян Новгородских1.
Так как Псков начал свою историческую жизнь в качестве Новгородского пригорода, то история его во многом определяется историею Новгорода. Чрез 20 лет после призвания князей центр Русской государственности переносится на юг, к Киеву, и Новгород становится почти самостоятельным государством, хотя сознание общей племенной и государственной связи с остальною Русью в нем никогда не угасало. Основою своей политической свободы Новгородцы всегда считали грамоту Ярослава 1-го. Хотя она до нас и не дошла, но содержание ее выясняется до некоторой степени по тем постоянным на нее ссылкам, какие встречаются в позднейших документах. Новгородские вольности сводились к следующим: Новгород не входил в общий состав Русских земель; поэтому Новгородский князь получал свое княжение не но праву наследства, а по избранию веча, которое заключало с ним договор. Впрочем, князья избирались неизменно из рода Рюрика. Власть князя была сильно ограничена властью веча и посадника. Князь предводительствовал войском, в состав коего, кроме княжеской дружины, входил городовой полк под начальством тысяцкого. Но князь не мог объявлять или начинать войну без юли веча. Князю принадлежал суд, но не иначе, как вместе с посадником. Без веча и посадника князь не мог делать никаких распоряжений. Он не имел права приобретать себе в Новгородской земле волости, ни раздавать их кому бы то ни было, и проч. Неугодного князя Новгородцы попросту изгоняли, «указывали ему путь». Истинною основой Новгородской автономии служила не грамота Ярослава и не какой бы то ни было писаный документ, а совокупность явлений, не зависевших от воли Новгородцев. Новгород был отделен от общерусского центра, Киева, тыся-
чеверстным пространством и окружен дремучими лесами и непроходимыми болотами. Великие князья были заняты бесконечными удельными распрями и борьбою с дикими кочевниками; им было не до Новгорода. Затем настали темные времена татарщины, когда на всей Руси, кроме северо-западных ее пределов, замерла всякая государственная самобытность. Вот эти-то условия и были действительным оплотом Новгородской свободы; но когда они миновали, автономия Новгорода пала, и никакие старые грамоты спасти ее, разумеется, не могли.
Поскольку Новгород был независим от власти великих князей, постольку и Псков, как его пригород, пользовался тою же независимостью. Но зато в первые три века своей истории он зависел более или менее от своей метрополии — Новгорода. Так, князь Новгородский был общим князем и для Пскова. Псковские посадники, по крайней мере вначале, назначались из Новгорода. Псковское вече подчинялось голосу веча Новгородского. Псковская церковь была в полной зависимости от Новгородской, так как Псков не имел своего епископа. С развитием Псковской торговли и увеличением богатства жителей, эта государственная связь двух городов постепенно слабела. Псковичи стали приглашать к себе своих особых князей, не спрашиваясь у Новгорода, сами избирали себе посадников, сами объявляли войну и заключали мир. Только одна церковная зависимость длилась до самого конца самобытности Пскова.»
Государственный уклад во Пскове сложился несколько иначе, нежели в Новгороде. Во Пскове князь вовсе не считался необходимым элементом верховной власти, Объем его прав был еще уже, нежели в Новгороде, а доходы его были гораздо скуднее; поэтому охотников занять Псковский «стол» было немного. Во Псков приводила князей только горькая нужда. Вследствие этого, Псковичи научились обходиться совсем без князя, и бывали периоды в несколько десятков лет, когда во Пскове княжеский стол оставался незанятым. Всем управляло народное вече, состав коего был весьма демократическим. Бояре во Пскове не имели такого значения, как в Новгороде. Вследствие малой территории Псковской области здесь не могло развиться крупное землевладение — необхо-
Подобный фасадъ получилъ сходство съ ВизантМскимъ тройнымъ окномъ (см. рис. 2)1. Таковы фасады большинства Псковскихъ церквей, какъ-то: Пароменской, 1оакимо-Анненс-кой, Петропавловской, Васильевской, Варлаамовской, Козьмодемьянской съ примостья и друг. Старинныя кружальныя деления остались лишь на Спасо-Мирожской соборной церкви, на 1оанно-Предтеченской въ Ивановскомъ монастыр-fe и на Михайло-Архангельской.
димое условие для создания сильного боярского класса. Земля находилась, главным образом, в руках мелких собственников, так наз. черных людей, и они-то преимущественно составляли большинство на Псковском вече1. Первыми должностными лицами после князя были посадники — сначала в количестве одного, а потом двух. Посадники, состоявшие в должности, назывались степенными, в отличие от старых, т. е. бывших посадников. Должности тысяцкаго совсем не было2. Кроме посадников, были сотские, судьи, старосты и проч. Все должностные лица были выборными и безусловно зависели от веча. Той классовой розни, какая существовала в Новгороде, во Пскове совсем не замечается, и оттого Псковская история не представляет картины тех бесконечных внутренних смут, какие терзали Великий Новгород3.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: