Упадок городской торговли и промышленности
16 кожевенных, 6 солодовенных и 2 кафельных завода: Почти все эти предприятия были основаны в конце XVIII века или в первые годы XIX века. Старейшее из них — кожевенный завод псковского купца Семена Трубинского — существовало с 1759 года.
Хотя ведомость канцелярии псковского губернатора и называет все учтенные в ней предприятия города фабриками и заводами, на самом деле это были небольшие мастерские. На крупнейшем из них — кафельном и черепичном заводе Шорохова — имелось 12 наемных работников. На остальных предприятиях число работников не превышало семи, а на солодовенных заводах одного-двух человек.
Упадок городской торговли и промышленности привел не только к сокращению численности населения, но и к изменению его состава. Из 7076 жителей города в 1790 году купцов и мещан было 1759, включая членов их семей. Помещиков с семьями насчитывалось 497 человек и разночинцев 4820. К сожалению, мы не знаем, кого причисляли к разночинцам. Конечно, этот термин тогда не имел более позднего значения и к разночинцам, видимо, относились «люди разных чинов»: дворовые, крестьяне, священнослужители, военные, чиновники. Псков был административным центром, и поэтому в городе имелась значительная прослойка чиновников. Еще в 1708 году город вошел в состав Ингерманландской губернии; через 11 лет он стал центром одноименной провинции, включенной в 1727 году в Новгородскую губернию. После первого раздела Польши в 1772 году присоединенные к России области и западные русские земли были объединены в Псковскую губернию, центром которой стал город Опочка, удостоившийся этой чести только из-за своего географического положения. С 1776 года губернским городом становится Псков.
Сохранились интересные записки местных купцов о причинах оскудения псковской торговли. Один из них, Дерябин, объяснял это тем, что правительство предоставляет слишком много привилегий иностранным купцам в ущерб купцам русским. Другой, Вихман, видел причину упадка в отсутствии дешевых и удобных путей сообщения. Он предлагал, в частности, построить канал для соединения рек Псковской губернии с Балтийским морем. Разумеется, причины упадка были иными.
Феодально-крепостнические порядки тормозили развитие капиталистической промышленности и торговли. Для примера приведем историю псковского второй гильдии купца Коротаева, который в начале XIX века оеновал суконную мануфактуру на три стана. Дело вначале пошло успешно, и Коротаев в 1811 году обратился к правительству с просьбой о ссуде для расширения суконной и создания новой полотняной фабрики. Однако эта просьба была отклонена. Правительство помещиков не хотело поощрять рост фабричных предприятий.
Оживление экономической жизни усиливается с середины XIX века и особенно после реформы 1861 года, открывшей новую эпохУ в истории России — эпоху капитализма. Большую роль в экономическом подъеме города сыграло открытие в 1859 году прошедшей через Псков железной дороги между Петербургом и Варшавой.
О значении железной дороги для экономики Пскова можно судить по таблице, взятой из труда В. И. Ленина «Развитие капитализма в России».
Таблица говорит сама за себя. Отметим, что главная масса грузов шла через Псков.
Большое влияние на экономику Пскова оказало строительство железных дорог Псков — Рига (1886—1888),
В дополнение к этой статье, советую прочитать: