В 1946 году 5-я колонна паровозов
Получить домики было нелегко, слишком много желающих прибыло за ними.
Чтобы выполнить задание, пришлось применить фронтовую смекалку. В тот раз мы доставили в Новосокольники свыше ста домов. Среди них были и двухэтажные. Их установили на улицах Калинина, Октябрьской, Матросова, Подгорной и на станции. В последних поселились семьи железнодорожников.
В другой раз ездил в Финляндию за домами заместитель начальника депо Валисейчик. Привезенные им разборные домики на этот раз были установлены на месте теперешнего молочного завода. Образовался целый небольшой поселок, который долго в городе называли „поселком Валисейчика»».
В 1946 году 5-я колонна паровозов особого резерва была расформирована, и 129 железнодорожников вернулись работать на Калининскую железную дорогу. Прибыло пополнение и в депо Новосокольнического узла.
Страна оказывала огромную помощь восстанавливающемуся народному хозяйству Великолукской области. Правительство передало в распоряжение облисполкома продукцию трех заводов стандартного домостроения, около двухсот автомашин, две с половиной сотни тракторов, 15 тысяч голов крупного рогатого скота, 40 тысяч овец, большое количество сельскохозяйственных машин. С фронта прибыло на восстановительные работы в область восемь батальонов бойцов Красной Армии.
В сравнительно короткий срок была очищена от развалин большая территория, включились в работу пекарня и баня. В сентябре 1944 года была открыта городская школа, принявшая 615 учеников. Здание школы было возведено на ее прежнем фундаменте заново.
А к зиме этого года на территории района было восстановлено 136 колхозов из 149-ти. Осенью колхозники уже сумели посеять 5 тысяч гектаров озимых культур.
Строительство в городе и районе не прекращалось многие годы. Одно за другим поднимались административные здания, выстраивались в широкие улицы жилые дома. В 1953 году было введено в эксплуатацию и новое здание железнодорожного вокзала. В это время уже на полную мощь работал и сам железнодорожный узел. Машинисты Псковского и Великолукского депо проводили за год до 16 тысяч тяжеловесных поездов и перевозили до 8 миллионов тонн грузов сверх плана. Успешно трудились и вагоноремонтники. Их производственные показатели очень часто оказывались лучшими по всей сети железных дорог страны.
Произошли изменения и в Новосокольнической дистанции пути. В январе 1958 года в ее состав была включена дополнительно Идрицкая дистанция — 130 километров железнодорожного пути. Однако это никак не сказалось на стабильности работы предприятия. Все, что появлялось нового в отрасли, сразу же находило применение у новосокольнических железнодорожников. В начале 60-х годов они начали успешно применять при ремонте пути щебеночный балласт. Уже в 1968 году было уложено 64 километра бесстыкового пути на железобетонных шпалах. А к началу 1987 года протяженность таких путей составила 88 процентов от общей длины главных путей.
Неузнаваемо изменился за эти годы город, по-другому смотрятся и поселки. Поднялись жилые дома, новые административные здания, производственные корпуса. На станциях Себеж, Ид-рица, Нащекино, Пустошка, Маево и Локня появились помещения для отдыха пассажиров, «красные уголки» для отдыха рабочих.
В Новосокольническом депо широко развито движение наставничества. Такие рабочие, как кавалер ордена Ленина В. П. Кузнецов, И. Д. Альт, щедро передают свое мастерство молодым товарищам по работе.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: