В Чёрной Могиле найдены
Два рога с оковками, сабля; в Гульбище: лук, пять плащей, одежда. Элементы комплектов как бы дополняют друг друга.
А что, если Свя-тосдав послал сразу обоих? Тогда один посольский комплект пришлось делить на двоих, сообразно знатности и месту в дружинной верхушке. Кроме того, верховный глава миссии должен быть один. В этом случае, получается вполне логичная подборка: два рога, сабля, тяжёлый парадный лук (и стрелы), пять плащей, одежда, кони.
По-видимому, практика подбора даров имела какие-то общие моменты на протяжении столетий: среди даров Галлиена Клавдию (римское время) были две драгоценные жертвенные чаши, плащ, накидка и другие многочисленные одежды, а также золотые монеты. Как известно, золотые византийские монеты были найдены в Чёрной Могиле — две около оружия и рогов и одна на кострище.
Так вот, относительно того, кто был похоронен в кургане Чёрная Могила: скандинав огромного роста, занимающий видное место в обществе своего времени, в дружинной же иерархии — выше Икмора, судя по всему, участник дипломатического посольства в Венгрию — такой человек в окружении Святослава был только один — Сфенкель.
Третий из больших черниговских курганов — курган «Княжны Черны». Этот грандиозный курган, подобный
Чёрной Могиле, уже к 1851 году сохранился не полностью — уцелела только его часть. Попечитель Черниговского ремесленного училища А.А. Ригельман, присутствовавший при сносе остатков насыпи, отметил, что слой угля, то есть кострище, находился на половине высоты насыпи, что отличается от размещения кострища в Чёрной Могиле и Гульбище, где оно находится ближе к подошве насыпи. В этом слое были найдены серебряная оковка рога « с резьбою и чернью, — гладкой и тонкой работы, узкий конец её был обделан в виде орлиной головки», небольшой медный сосуд и несколько маленьких тонких серебряных монет.
Существенным отличием в погребальном обряде от двух вышеупомянутых насыпей, является то, что непосредственно в слое кострища найдены остатки кольчуги вместе с сожжёнными костями погребения. И в Чёрной Могиле, и в Гульбище, и в большом гнёздовском кургане № 18 оружие и кольчуга всегда выносились отдельно. Таков был обряд. Поскольку курган 18 по размерам, грандиозности погребального обряда и обилию вещей самим же автором раскопок В.И. Сизовым сопоставлялся с большими Черниговскими курганами, то можно Считать вынос оружия и кольчуги устойчивой частью погребально ритуала, которая в курганеТ851 года по каким-то весьма существенным причинам была нарушена. Самым естественным объяснением является то, что требование ритуала разместить кольчугу с оружием отдельно, физически не могло быть выполнено. Иначе говоря, кольчуга находилась на умершем и снять её было нельзя, допустим, Потому, что она проржавела и стала единой Массой. ?
Всё эти соображения можно было бы считать достаточно общими и абстрактными, если бы не было определения оковки рога из кургана 1851 года, которая, как считают, принадлежит работе того же мастера, который
выполнил малый рог из Чёрной Могилы — в художественных традициях венгерских памятников Подунавья. Кстати, Б.А. Рыбаков полагает, что рогов в погребении было два, а не один, что весьма вероятно, поскольку насыпь к 1851 году сохранялась частично. Завершение рога в виде орлиной головки имело место в Скандинавии ещё до VII века — один из рогов с таким завершением известен из Сёдербю-Карл в Уппланде. В дальнейшем, такая орнаментика в виде птичьей головки сохранялась вплоть до X века. Таким образом, Чёрная Могила и курган 1851 года не только синхронны, но и, как я думаю, отражают одно и то же историческое событие, а именно, русско — венгерские военно-дипломатические контакты, завершившиеся совместными военными акциями в Болгарии.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: