В конце июля 1928 года в Псков прибыл народный комиссар просвещения РСФСР
Немаловажное значение в просвещении масс играли музеи.
Псков в этом отношении имел большие возможности. Через несколько дней после освобождения города от немецких захватчиков был создан губернский комитет, который взял под свою охрану памятники архитектуры, произведения живописи, скульптуры и прикладного искусства. Летом 1920 года в Пскове возобновил работу художественно-бытовой музей. Сотрудники музея под руководством замечательного псковского краеведа И. Н. Ларионова много сделали для того, чтобы собрать сокровища русского и иностранного искусства, находившиеся в бывших помещичьих усадьбах, монастырях, церквах и частных собраниях. В музей поступали произведения искусства также из Петрограда и Москвы. Псковский художественный музей располагал полотнами крупнейших мастеров русской живописи — И. К. Айвазовского, И. И. Левитана, А. И. Куинджи, И. Е. Репина, В. А. Серова, а также современных художников А. А. Ры-лова, И. И. Бродского, К. С. Петрова-Водкина и других. В апреле 1921 года в особняке бывшего предводителя дворянства открылась картинная галерея, а в июне того же года состоялась первая выставка работ псковских художников. С тех пор она устраивалась ежегодно.
В конце июля 1928 года в Псков прибыл народный комиссар просвещения РСФСР А. В. Луначарский. Он ознакомился с достопримечательностями города, музеями и выступил перед музейными работниками с лекцией об этике и религии.
Особенно свято псковичи хранили память о В. И. Ленине. 20 декабря 1925 года на доме, где Владимир Ильич жил в 1900 году (ныие улица Ленина, 3), была установлена мемориальная доска, а в 1935 году открыта комната-музей В. И. Ленина. 18 июля 1938 года на Плехановском посаде в бывшем доме Бочкарева, где происходили встречи В. И. Ленина с социал-демократами по поводу издания «Искры», был открыт дом-музей В. И. Ленина.
Исторический музей, размещавшийся в здании Поганкн-ных палат, в своих экспозициях отражал славную многовековую историю Пскова и Псковской земли. Он располагал богатой научной библиотекой, в его Древлехранилище насчитывалось около 40 тысяч редких изданий, старопечатных книг и рукописей. Накануне Великой Отечественной войны в Пскове было семь музеев: музей В. И. Ленина, исторический, историко-революционный, социалистического строительства, природы, антирелигиозный, художественный (картинная галерея). Псковские музеи помогали трудящимся знакомиться с прошлым и настоящим своего края, с сокровищами русского и мирового искусства.
В 30-е годы псковскими музейными работниками под руководством ленинградских археологов были начаты археологические исследования. Основным местом работ стал Кром. Раскопки 1930 года (руководитель К. К. Романов) и 1936 года (руководитель Н. Н. Чернягин) ставили целью выяснить возможность археологического изучения Крома и имели в значительной мере разведочный характер. Тогда уже было установлено, что в культурном слое Крома имеются отложения VIII—IX веков и более позднего (X— XIII века) времени.
В широких масштабах археологические исследования Пскова смогли развернуться лишь в послевоенные годы.
В первые десятилетия Советской власти в Пскове было установлено несколько историко-революционных памятников. 7 ноября 1925 года в торжественной обстановке состоялось открытие памятника В. И. Ленину на улице Некрасова (скульптор М. Я. Харламов). Три года спустя на площади Жертв революции был установлен памятник-обелиск борцам
За дело пролетарской революции. К двадцатилетию Советской власти в сквере у Дома Советов был воздвигнут памятник С. М. Кирову (скульптор Н. В. Томский), с чьим именем псковичи связывали успехи социалистического строительства и борьбу за укрепление колхозного строя.
Большой подъем в годы Советской власти переживало театральное искусство. До Великой Октябрьской социалистической революции в Пскове не было постоянного театра. На сцене Народного дома, построенного в 1906 году, ставили спектакли различные театральные труппы, главным образом петербургские. Вход в театр стоил дорого, поэтому спектакли и концерты могла смотреть только состоятельная публика. Для обитателей слобод и подвалов были доступны лишь ярмарочные балаганы. После революции театры широко открыли свои двери для трудящихся.