В XII веке в цветущем древнем городе Чернигове
В XIII веке в далёкой Исландии, на краю средневекового мира, жил человек по имени Снорри Стурлусон.
Исландцы, потомки древних норвежцев, долгое время сохраняли в неприкосновенности не только саги — героические сказания о жизни и деяниях своих предков, но и языческую мифологию. Перед нами встаёт величественный, ни на что не похожий, мир богов и героев, великанов и гномов. Всё это Снорри записал в книге, которая потом получила название «Младшая Эдда». Рассказывается в ней и о том, как в обители богов из маленького волчонка вырос страшный огромный волк Фенрир, и боги, чтобы обезопасить себя, задумали связать его, потому что пророчества говорили, что он рождён на гибель богам. И когда боги попытались заковать его, волк последовательно разорвал две крепчайшие цепи — Лединг и Дроми. И вот тогда, по поручению богов, карлики — великие мастера своего дела -изготовили крепчайшие путы, гладкие и мягкие, как шёлковая лента. Путы эти были волшебными и волк уже не смог вырваться из них.
Написанная на северном рубеже мира, «Эдда» отражает нордическую традицию обширной общегерманской мифологии. В этой мифологии могли сохраняться и другие версии пут для волка — не только в виде цепей и ленты, но и в виде сети. Однако, у сведущего читателя сразу возникает вопрос: а известен ли сюжет с Фенриром волком в Восточной Европе, то есть на Руси? Думаю, что да, известен.
В XII веке в цветущем древнем городе Чернигове возвышался величественный Борисоглебский собор, украшенный замечательной резьбой по камню. До нашего времени этот собор не сохранился, дошли только части его резного каменного убранства и, в частности, капители — верхние части колонн, на которых высечены парами звери (волки или собаки), оплетённые лентой по шее и по лапам. Головы зверей обращены назад, пасти оскалены. Звери явно очень недовольны. Украинские археологи, которые занимались этими древностями, нашли аналогии таким зверям в норвежской резьбе XII века, а аналогии лен-
те со змеиной головой — в скандинавском искусстве эпохи викингов X века. Но не надо забывать, что чер-ниговкая резьба -это XII век, а не X-й, и первоначальный смысл, судя по всему, начал забываться, и звери парные, и сплетены хвостами. А вот первоначальный сюжет этого изображения, если учесть ярко выраженную линию скандинавских аналогий, был тот же — Фен-рир волк в путах Глейпнир. Между прочим, лапа зверя с псковского деревянного меча очень похожа на заднюю лапу волка с черниговской капители (Илл. 34).
А на другом конце средневековой Европы, в Британии, в викинговском Йорвике (ныне город Йорк) была изготовлена каменная плитка с изображением такого же оплетённого зверя, как и в Чернигове, только голова его не повёрнута назад (Илл. 35). По первоначальному мифологическому сюжету, волк и должен быть на изображении один. Поодиночке изображены подобные звери с головой повёрнутой назад, и на двух круглых подвесках из Смоленска (Илл. 36), найденых в слое XII века на усадьбе, где была обнаружена берестяная грамота, напи-саная рунами и повествующая о том, что учасок земли куплен неким Вискаром или Висгейром — явно скандинавом, осевшим на Руси.
В целом же, изображение волка в путах может быть понято как символ связанного зла или связываемого зла, и в этом смысле одинаково уместно как на капители раннего храма, так и на отдельно взятом амулете.
Естественно, что псковский деревянный меч не одинок среди ран-нерусских древностей Восточной Европы. Находки целых экземпляров и обломков таких мечей известны ещё в нескольких древнерусских городах: Ладоге, Новгороде, Минске, Берестье. В одной только Ладоге в слое Е3 (750 -830 -е годы) и Е, (конец IX — начало X веков) найдено 38 деревянных мечей и 4 деревянные копья, которые причисляются к детскому оружию. В других же городах деревянные мечи доживают до XII — XIII веков.
Монтаж системы водоснабжения и отопления http://www.684015.ru/ в Иркутске под ключ
В дополнение к этой статье, советую прочитать: