Возрождение Новосокольников
За тридцать месяцев немецкой оккупации Новосокольники превратились в груды развалин.
1050 домов было уничтожено полностью, уцелело каким-то чудом только 32 дома и около 185 коробок без крыш и потолков. Фашисты уничтожили паровозное и вагонное депо, железнодорожные мастерские, узлы связи, здание вокзала, радиоузел и другие здания. В районе были сожжены почти все школы, все библиотеки, большинство клубов. Оккупанты разгромили 149 колхозов и совхоз «Шахниха». От двух МТС сохранился только один дом, а ведь до войны на землях района работало около ста тракторов.
Колхозные поля в буквальном смысле оказались начиненными металлом. Около 100 километров заграждений из колючей проволоки оставили после себя фашисты, более миллиона мин, свыше 30 тысяч окопов и других военных сооружений, много поломанного оружия и разбитой техники.
Сразу же после освобождения города приказом командующего 22-й армией командир 178-й Кулагинской дивизии генерал А. Л. Кроник был назначен начальником гарнизона города.
На городских улицах закипела работа. Саперы занялись раз-миниоованием зданий и сооружений, уцелевших после боев. Постепенно на родные пепелища стали возвращаться мирные жители.
Возобновил свою работу райком партии во главе с первым секретарем А. М. Соловьевым. Горисполком возглавил Н. Яковлев.
Жители послевоенного города вспоминают, что в самих Но-восокольниках по дорогам невозможно было проехать Они были взорваны мощными авиабомбами. На железнодорожном узла были взорваны не только сами здания, но и рельсы, разрушены все мосты, на многие километры оказались уничтоженными железнодорожные насыпи. Фашисты постарались сделать из города мертвую зону, стерли с лица земли все, что новосокольничане создавали многие годы. Порой казалось, что жизнь в этом городе прекратилась навсегда, что люди не смогут справиться с огромным масштабом восстановительных работ. Однако уже на второй день после освобождения города окрестности Новосоколь-ников огласил паровозный гудок — это железнодорожники извещали население о начале мирных трудовых будней.
Повсюду около железнодорожной линии курились по утрам дымки. Многие новосокольничане построили себе землянки. На месте Октябрьской и Московской улиц остался голый пустырь, за паровозным депо — кладбище паровозов.
В таком состоянии находились Новосокольнический железнодорожный узел и город в канун 1945 года. К тому времени город уже вошел в состав Великолукской области, сформированной из освобожденных земель в августе 1944 года. Особенно активно пошли работы по восстановлению Новосокольников после Дня Победы. И это было понятно: возвращались домой фронтовики. Вот как вспоминает то время Павел Лаврентьевич Хра-пенков, возглавлявший в те годы строительную организацию:
«Жилья мы строили много, но не хватило бы и десяти лет, чтобы полностью восстановить разрушенное и поселить всех, кто после войны возвратился в родные места. И вот узловой партком решил командировать меня в Финляндию для того, чтобы получить там закупленные разборные финские домики… После того как был получен пропуск на въезд в Финляндию, на «вертушке»— так назывался состав, который должен был обязательно возвращаться на станцию, с которой отправлялся в путь,— с двумя паровозными бригадами и паровозами отправился в путь.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: